MIND.IN.A.BOX

about
about
news
discography
lyrics
reviews
interviews
things
tourdates
photo
video
video
links
links

 

twitter rss
facebook myspace

Интервью для Gothic Magazine 67/2010

Commodore 64, еще ласково называемый "хлебница", появился на свет в 1982 году и был тогда со сказочной оперативной памятью в 64 килобайта первым действительно доступным домашним компьютером, до сих пор наиболее продаваемым в мире; он позволял в то время просиживать в детской комнате бесчисленные часы за играми перед мерцающим дисплеем. К этому поколению однозначно принадлежат Штефан Пойсс и Маркус Хадвигер из mind.in.a.box, которым удалось создать себе своими предыдущими тремя альбомами видную репутацию в области электронной музыки. Если говорить о содержании их произведений, то до сих пор группа посвящала себя длинной вымышленной истории, теперь же они возвращаются к своим ранним музыкальным истокам и включают в новую работу под названием "R.E.T.R.O" гимны из таких игр C64 как "Last Ninja 3" или "Lightforce". Дело в том, что звуки, которые можно было создавать при помощи этого устройства, легендарны и сегодня, и такие группы как WELLE:ERDBALL или APOPTYGMA BERZERK (сайд-проект FAIRLIGHT CHILDREN) часто используют бормочущие звуки и высокие тональности. Поэтому оба австрийца охотно поговорили с нами о прошлом, настоящем и будущем.

Кто с этим не знаком? Копаемся в старых фотоальбомах или коллекциях пластинок, просеиваем накопленные воспоминания детства и юности и, задумчиво вздыхая, закрываем глаза. Охотно предаемся иллюзии, что тогда все было как-то лучше, красивее и проще. Нечто похожее происходило и с музыкантом Штефаном, прежде чем ему в голову пришло заново озвучить хиты игровых классиков C64. "Через несколько месяцев после выпуска 'Crossroads' я как-то вновь прослушал старую музыку Commodore 64, и после этого я просто должен был сделать ремикс одного из моих фаворитов C64 на все времена, трека 'Last Ninja 3'. Я работал над этим обновлением и чувствовал, что меня все еще глубоко трогают старые саундтреки. Это было что-то вроде музыкального возрождения, поддержать эти старые мелодии и отдать дань уважения великолепным мастерам той поры. Так все и началось", — рассказывает он об истоках концепции. Потом Маркус объясняет, что в особенности привлекало обоих музыкантов к обновлению этих вещей: "Это было для нас настоящим путешествием в прошлое, это было великолепно. И хотя я все еще с удовольствием слушаю оригиналы, стоит сказать и о более выразительной, современной интерпретации. Сегодняшние средства дают гораздо больше возможностей раскрыть то, что спрятано в этих старых гениальных мелодиях". Стеф добавляет: "Это было замечательно, и я крайне рад, что мы довели до ума этот альбом. Для меня действительно было очень важно по-новому переделать эти мелодии моего детства и отдать дань уважения большим мастерам прошлого. Для меня они были героями электронной музыки". Буклет к альбому наглядно показывает, какую важную роль это устройство и эти звуки сыграли для музыкального развития mind.in.a.box. Здесь неизбежно возникает вопрос, состоялась ли бы группа вообще в той форме, в какой он существует сейчас, если бы ее участники в свое время вместо того, чтобы торчать перед C64, может быть, чаще бывали бы на улице.

Во всяком случае, Стеф утверждает: "О, я много времени проводил на улице. В детстве я много играл в футбол и был в своем роде знаменитостью, — ухмыляется он, — но ты действительно прав, без этого интереса, который мы проявляли к музыке на C64, пожалуй, не было бы mind.in.a.box. По большому счету, все было делом случая". Маркус в свою очередь не очень далеко продвинулся с успехами в спорте, как он с улыбкой рассказывает: "Как только в доме появился C64, я больше не гулял так много на улице. Ну да, именно, как ты говоришь, это имело свои преимущества".

Естественно, в связи с этим концептуальным альбомом, посвященным C64, напрашивается вопрос, действительно ли музыку для него сочиняли также на C64 или все же скорее обращались к соответствующим плагинам. Стеф с усмешкой признается: "Я использовал только современное оборудование. В конце концов, я хотел как бы очистить эти старые треки от пыли и одеть их в современную одежду". В процессе такого "переодевания" сохранилось не все: к примеру, в новой интерпретации "The Last V8" инструментальное звучание не такое, как в оригинале. "Эту песню было трудно переделывать, — считает Стеф. — Оригинал начинается очень мощно, но потом развивается в другом направлении. При создании кавер-версий самым главным для меня было их хорошее звучание. Я хотел оставить базовые блоки, но кое-что нужно было и заменить, чтобы треки не звучали слишком заигранно. Маркус сочинил тогда к 'The Last V8' шутливый текст, понять который гораздо проще, если посмотреть на коробку для игры. В конце концов, 'The Last V8' стал одним из моих любимых треков на 'R.E.T.R.O'. Я надеюсь, Роб Хаббард не обижается на нас за эти изменения", — смеется он.

В предыдущих альбомах группы, части с вокалом, обработанным вокодером, смешивались с необработанным вокалом: в "R.E.T.R.O" этот подход не изменился. Однако, когда прокручивать звук через "смеситель", а когда нет, зависит только от настроения соответствующего отрывка, как объясняет Штеф: "Композиции '8 Bits ' и 'I Love 64' связаны с игрой 'Giana Sisters', в которой Giana — это такой маленький игровой персонаж с желтыми волосами. Для нее я не мог представить себе абсолютно ничего иного, кроме крайне высокого вокала. Кроме того, Маркус написал для нее очень веселый текст. Я все чаще смешиваю эти стилевые элементы, и мелодии благодаря различным уровням звучания приобретают большую глубину. В последней песне 'Whatever Mattered' я уже принимал во внимание возможное исполнение "живьем". Мы включим эту песню в наш репертуар". Кстати, "Whatever Mattered" — как раз та песня, в которой есть строчка "Living in the past has never worked for me" [Мне никогда не помогало жить прошлым], или трек "We Cannot Go Back To The Past" [Мы не можем вернуться в прошлое], которые кажутся прямой противоположностью названия и концепции альбома с точки зрения содержания. Маркус и здесь соглашается: "Да, это, естественно, противоречие, о котором мы тоже хотели сказать. Конечно, есть такие люди, которые немного зависли в прошлом. С другой стороны, и для нас важно найти компромисс между этой ностальгией, от которой мы совершенно без ума, и жизнью в настоящем. Я думаю, что это в порядке вещей — испытывать желание вернуться в прошлое и одновременно примириться с тем, что это невозможно. Такое освоение прошлого или создание своего рода перспектив на будущее — принципиально важная часть наших альбомов mind.in.a.box. Это погружает меня в чудесную меланхолию". И если кто-то сейчас спрашивает, как и когда продолжится история вокруг агента Black, которая рассказывалась в 3 предыдущих альбомах, он может вздохнуть спокойно. Cтеф выдает тайну: "Мы всегда собирались продолжать историю. Наш пятый альбом начнется именно там, где закончился 'Crossroads'". Теперь можно с уверенностью ожидать следующих работ дуэта.

 

Полная версия интервью для журнала:

Gothic: Как вам пришла в голову идея посвятить целый альбом своей любви к старым классическим играм на C64, и в частности, использованной в них музыке?
Stefan: Через пару месяцев после выхода альбома "Crossroads" я еще раз послушал музыку, созданную на старом Commodore 64, и понял, что я просто обязан сделать ремикс на свой самый любимый трек C64 к игре "Last Ninja 3". Я работал над этим миксом и чувствовал, что эти старые треки все еще очень трогают меня. Это было своего рода музыкальное освоение прошлого, когда я снова слушал старые треки и захотел отдать дань уважения замечательным музыкантам того времени. Так все начиналось. Потом я сделал еще один кавер на трек к "Lightforce", и, в конце концов, когда мы с Маркусом сидели в кафе "Туннель" в Вене и обменивались идеями по поводу песни "Giana Sisters", я понял, что мы должны сделать целый альбом. Впрочем, на тот момент пока не было ясно, что мы впоследствии действительно выпустим такой альбом в рамках проекта mind.in.a.box.

Gothic: В отношении концепции вашего нового альбома, естественно, возникает вопрос: создавали ли вы хотя бы некоторые части альбома на "хлебнице" с помощью программы MFD и использовали ли потом плагины (например, "QuadraSID")?
Stefan: Нет, я пользовался только оборудованием хай-тек ;) В конце концов, я хотел просто стереть пыль со старых треков и завернуть их в современную оболочку.
Markus: Наш секвенсер MFD был создан позднее для работы на PC, то есть после наших первых, весьма скромных проб на C64. Но мы многое позаимствовали из типичных эффектов музыки C64, например, возможность очень гибко программировать арпеджио. Это быстрые мелодии, которые часто должны заменять аккорды, но в конечном итоге очень сильно напоминают типичное звучание музыки C64. Но Штеф использовал MFD уже для песен с альбомов "Lost Alone" и "Dreamweb", однако постепенно мы отказались от этой программы :)

Gothic: В буклете к альбому написано, что подход к созданию музыки на C64 был совершенно другим, чем сейчас, так как, например, клавиатуры не было, и ноты нужно было вводить по отдельности. Не трудно ли вам писать музыку таким образом, ведь при этом мало что происходит путем "испробывания" новых мелодий? Или такой процесс "учит" музыканта каким-то новым вещам?
Stefan: На самом деле, когда нет клавиатуры, сочинение музыки представляет собой совершенно иной процесс. Для меня это также означает, что при этом приходится гораздо больше прислушиваться к мелодиям у себя в голове. Но я думаю, многие композиторы, также и во времена C64, сначала играли мелодии на инструменте, прежде чем ввести их в компьютер. Но у меня часто бывают идеи мелодий, которые просто так сыграть нельзя, и я не считаю, что электронную музыку следует как-то ограничивать. Именно это, по-моему, является существенным для электронной музыки. Для меня она означает не просто извлечение синтетических звуков, но и несет в себе как раз другой подход к созданию музыки. Ты ничем не связан и можешь именно сегодня, когда нет почти никаких технических ограничений, делать все, что тебе придет в голову.

Gothic: Работа над мелодиями, которые в течение долгого времени сопровождали вас в молодости, должно быть, иногда была для вас похожа на небольшое путешествие во времени. Что вы чувствовали, когда возрождали мелодии из ваших любимых компьютерных игр?
Stefan: Это было прекрасное чувство, и я невероятно рад, что мы написали такой альбом. Хотелось бы также поблагодарить Штефана Хервига, главу нашего лейбла, который отважился издать этот альбом. Для меня действительно очень много значила возможность по-новому обработать эти мелодии моего детства и, таким образом, отдать дань благодарности прекрасным музыкантам прошлого. Для меня они были героями электронной музыки.
Markus: Для нас это было ностальгическим путешествием, это было великолепно. И хотя я по-прежнему с удовольствием слушаю и оригинальные версии, они не сравнятся с выразительной, современной обработкой. С помощью имеющихся на сегодняшний день средств есть больше возможности показать, что скрывается в этих старых гениальных мелодиях.

Gothic: Связывались ли вы с создателями исходных произведений, занимаясь обработкой мелодий, и получали ли вы в таком случае какую-то реакцию на ваши новые интерпретации?
Stefan: Нет, к сожалению, ни с кем из них я лично не знаком. Мы об этом подумали, но не смогли своевременно связаться с ними. Надеюсь, мы сможем отправить им свой альбом, и меня бы очень обрадовало, если бы он им понравился. Впрочем, покупая альбом "R.E.T.R.O", вы поддерживаете также оригинальных исполнителей песен C64, так как композиции, в конце концов, были ими лицензированы.

Gothic: В вашей версии "The Last V8" вы добавили свой вокал, которого нет в оригинале – как появилась такая идея?
Stefan: Эту песню трудно было обрабатывать. Оригинал начинается очень мощно, но потом постепенно уходит в другом направлении. Но в отношении всех кавер-версий самым важным для меня было то, чтобы они хорошо звучали. Я хотел оставить самое основное в них, но что-то мне пришлось заменить, чтобы треки не звучали заигранно. Потом Маркус сочинил для песни "The Last V8" интересный текст, который можно лучше понять, если рассмотреть при прослушивании песни коробку с игрой. В конце концов, трек "The Last V8" стал моим любимым на альбоме R.E.T.R.O. Надеюсь, Роб Хаббард не обидится на нас за эти изменения :)

Gothic: В те времена вы сами написали компьютерную игру на C64 под названием "Parsec", а также сочинили к ней музыку – именно из нее взята композиция "Mindkiller". Была ли эта игра закончена, и не могли бы вы немного рассказать о самой игре?
Stefan: Parsec была написана уже не на C64, а на PC. Но я хотел, чтобы на нашем альбоме звучал хотя бы один трек из нашей старой "Parsec". Вообще говоря, это было уже очень давно, поэтому его тоже можно назвать ретро. В то время песня "Mindkiller" была одной из моих любимых. Надеюсь, что кто-нибудь из тогдашних фанатов игры "Parsec" порадуется ей. "Parsec" — это сетевая трехмерная космическая стрелялка. Если кто-то знает старую игру "Netwars", то по концепции "Parsec" была на нее похожа, хотя и сделана значительно более тщательно и красиво.
Markus: Целью "Parsec" было показать, какого уровня качества может достичь полностью некоммерческий игровой проект. В первую очередь, в отношении техники, графики и, конечно же, музыки. Думаю, нам это вполне удалось. Мы опубликовали версию для сетевой игры, которая многим пришлась по вкусу. План относительно того, чтобы запустить "Parsec" полностью в интернете в свое время не удался из-за нехватки времени. Но все же для нас это был весьма успешный и важный проект.

Gothic: Ваш альбом – своего рода преклонение перед "старыми добрыми временами". Однако в последней песне альбома, "Whatever mattered", вы поете "Living in the past has never worked for me" [мне никогда не помогало жить прошлым], да и песня "We Cannot Go Back The Past" по содержанию также идет в этом направлении. Вы не видите в этом определенного противоречия?
Markus: Да, конечно, это противоречие, и эту тему мы хотели как раз раскрыть. Разумеется, есть некоторые люди, которые как бы застряли в прошлом. С другой стороны, для нас важно найти правильный путь между ностальгией, которой мы тоже наслаждаемся, и современной жизнью. Думаю, нет ничего страшного в некотором внутреннем противоречии между желанием вернуться в прошлое и, с другой стороны, необходимостью смириться с тем, что это не получится. Такого рода преодоление прошлого и создание перспективы вообще является важной частью альбомов проекта mind.in.a.box. Меня при этом охватывает сладкая меланхолия.

Gothic: При прочтении ваших рассказов в буклете к альбому получаешь полное представление о том, насколько важен этот аппарат был для вас и для вашего музыкального развития. А появилась ли бы вообще группа Mind.in.a.box в этой форме, если бы вы, вместо того, чтобы сидеть за C64, ходили бы играть в компьютерные клубы?
Stefan: О, я дома сидел мало. В детстве я активно увлекался футболом, да и вообще спортом.;) Но, вообще, ты прав, без такого энтузиазма, который мы внесли в музыку, создаваемую на C64, группы mind.in.a.box, наверное, не было бы. С другой стороны, проекта mind.in.a.box, вероятно, не существовало бы, если бы мы продолжили работу над такими игровыми проектами, как "Parsec". В принципе, все это было весьма большим совпадением.
Markus: Как только у меня появился C64, я перестал так часто бывать на улице ;) Но, как ты и сказал, в этом были очень существенные преимущества.

Gothic: На ваших альбомах представлены по большей части вокалы с вокодерными эффектами, которые за время существования группы стали своего рода торговой маркой. Но на новом альбоме в некоторых песнях вы использовали необработанный голос, например, в "Whatever Mattered". Как вы решаете, когда обрабатывать вокал вокодером, а когда нет?
Stefan: Песни "8 Bits" и "I Love 64" связаны с игрой "Giana Sisters", в которой главной героиней является Giana – небольшая игровая фигура с золотыми волосами. В ее отношении, например, я ничего не мог представить другого, кроме чрезвычайно высокого вокала. Маркус написал очень смешной текст. Так что в отношении этих песен выбор был весьма прост. Думаю, в конечном итоге, очень многое зависит от настроения песен, например, должна ли она звучать немного отстраненно или более прямолинейно. Я все чаще смешиваю эти элементы стиля, и благодаря различным уровням вокала песни становятся более глубокими. В конечном итоге, мне доставляет удовольствие экспериментировать с различными вариантами вокала. В последней песне, "Whatever Mattered"", я учел также возможное выступление вживую. Мы собираемся исполнять эту песню на концертах.

Gothic: Ваш последний альбом "Crossroads" завершает объемную трилогию "Lost Alone", которую вы рассказывали на вышедших до сих пор альбомах. Может быть, вы снова вернетесь к этой тематике на следующем альбоме, или вы уже закончили эту историю и теперь будете обращаться к другим темам, как, например, на данном альбоме? Потому что в интервью, которое вы дали журналу "Release" [интервью для Release Music Magazine — прим. переводчика] во время фестиваля Arvika, речь шла скорее о том, что новый альбом будет продолжать рассказываемую историю?
Stefan: После фестиваля Arvika еще не было известно, что "R.E.T.R.O" будет нашим следующим альбомом. Решение о том, будем ли мы публиковать его в рамках проекта mind.in.a.box, еще было не принято. Поэтому прошу прощения :) Не знаю, кто пустил слух о том, что история mind.in.a.box закончена или является лишь трилогией. Мы всегда собирались продолжать эту историю. Так что наш пятый альбом будет начинаться именно с того места, где закончился "Crossroads".

Gothic: Живых выступлений mind.in.a.box пока было немного, потому что кажется, что вы предъявляете к самим себе слишком высокие требования в этом отношении. Будет ли концерт или даже тур в поддержку альбома "R.E.T.R.O"? Чего можно ожидать слушателям в этом смысле?
Stefan: Этого я точно сказать не могу. На сегодняшний день у меня нет уверенности, что мы будем давать концерты специально для альбома "R.E.T.R.O". Эти песни все-таки слишком отличаются от нашего "нормального" стиля mind.in.a.box. Роман, наш басист, конечно, с удовольствием в этом поучаствовал бы. Но, думаю, на концертах мы все же исполним лишь несколько песен с альбома "R.E.T.R.O". Пока планируется только "Whatever Mattered". Для концертов нам требуется много места на сцене, так как кроме нас четверых на сцене идет демонстрация визуальных эффектов. В некоторых небольших клубах это совсем не просто. Но надеюсь, что мы сможем организовать целое турне. Мы готовы. :)

© Julia Beyer, Gothic Magazine 2010
© перевод: Natalia Nortje, mindinabox.ru 2010