MIND.IN.A.BOX

about
about
news
discography
lyrics
reviews
interviews
things
tourdates
photo
video
video
links
links

 

twitter rss
facebook myspace

Интервью для журнала Orkus 10 Jahre (05-08/2006)

С таким чувством и фантазией научная фантастика до сих пор формулировалась редко. Mind.in.a.box соединили свои мрачные представления об одиночестве и о паутине снов с меланхоличной электро-поп музыкой. Тем самым дуэт добавляет новый теплый оттенок в этот по своей природе технический, а поэтому скорее холодный жанр. Австрийцы Штефан Пойсс [Stefan Poiss] и Маркус Хадвигер [Markus Hadwiger] сумели всего за два года и с помощью всего лишь двух альбомов обосноваться в собственной музыкальной нише, в которой содержание, а также и музыкальная изысканность выполняются на самом высоком уровне.

Orkus: Вы постоянно упоминали, что вы сами любители научной фантастики. Ваши тексты очень хорошо подходят к этому жанру. Вы считаете научную фантастику на самом деле всего лишь чистой фикцией или же некоторые образы будущего содержат вполне реальные связи и показывают варианты развития нашего будущего бытия?
Stefan Poiss: Научная фантастика представляет для меня, в первую очередь, своего рода бегство в другой мир. При просмотре фильмов или чтении книг меня всякий раз захватывает образ того, как могло бы выглядеть будущее в детерминированном техникой окружающем мире и как мы как люди будем с этим обращаться. Мне кажется, такой взгляд вперед в будущее (или в настоящее?) может дать нам также необходимые цели и перспективы, которые в конечном итоге двигают нас вперед. В контексте нашей музыки, по-моему, даже вы сами как-то назвали это "интеллектуальным кино". Очень красивое понятие, как я считаю, спасибо большое!
Markus Hadwiger: Лично меня очень увлекает проигрывание альтернативных сценариев будущего. Пожалуй, ни один научно-фантастический сценарий не сбудется когда-либо в более или менее точно такой же форме, но отдельные грани можно ужасающе часто наблюдать в развитии нашего реального мира. Ведь важная задача научной фантастики к тому же заключается и в том, чтобы показать будущее таким, каким мы не хотели бы его сделать.

Orkus: Вы в последние два года как за счет своей музыки, так и за счет своей концепции заняли на музыкальной сцене нишу, которой до этого, собственно, еще не существовало. Вы ощущаете себя в какой-то особой роли среди имеющихся направлений стиля? Дает ли вам это положение своего рода "свободу шута", или же оно скорее подстегивает вас продолжать следовать своему принципу?
Stefan Poiss: Вообще говоря, для меня был совершенно поразителен тот факт, что концепции на основе неких историй в музыке настолько редки. Наша концепция в целом появилась из сильной потребности и желания сделать нечто особенное. Мы не задумывались о том, куда и как все это впишется или не впишется вовсе. Думаю, к этой "свободе шута" мы относимся легко. Мне кажется, люди ожидают, что mind.in.a.box будет поражать их снова и снова, а так как я очень люблю экспериментировать, то для меня это вообще не проблема. Это экспериментирование — это также мой неизменный двигатель, который заставляет меня вместо того, чтобы пойти традиционным путем, выбирать и исследовать новые пути.

Orkus: Когда и по какому поводу каждый из вас начал заниматься музыкой?
Stefan Poiss: В нашем случае нужно представлять себе, что Маркус всегда был программистом, а я всегда музыкантом. Когда нам обоим было лет по десять-одиннадцать, он уже программировал на компьютере Commodore 64, а я делал музыку на этом компьютере. В этом принципе и по сей день, то есть 20 спустя, ничего не изменилось. Мы к тому же настолько срослись с компьютерами как таковыми, что еще шесть-семь лет тому назад мы даже не испытывали потребности издать настоящий музыкальный альбом.
Markus Hadwiger: За музыку в проекте mind.in.a.box отвечает Штефан. Я изначально разработал только программное обеспечение, которое мы использовали более десяти лет. Программирование и музыка всегда были для нас единым целым. Этой идее мы следовали и в наших собственных компьютерных играх. Parsec, наш основной игровой проект, был очень широкомасштабным, и мы уже над одним только этим проектом работали более пяти лет. Время просто пролетело. Программирование собственного трехмерного пространства отнимает невероятно много сил и времени. Вполне можно сказать, что в этой сфере мы добились определенной степени известности, это был просто прекрасный успех. Думаю, полностью самостоятельную трехмерную компьютерную игру, распространяемую бесплатно, в таком масштабе до нас еще никто не делал.
Stefan Poiss: Я еще помню, как работа всех сетевых подключений Венского технического университета была парализована из-за того, что мы предложили для скачивания новый релиз игры Parsec. У Маркуса дома мгновенно зазвонил телефон. Возвращаясь к твоему вопросу: мне кажется, мы всегда стремились создавать свои собственные миры. В целом за все эти годы в принципе для меня мало что изменилось. Я постоянно работаю над новой музыкой и пытаюсь развиваться дальше. Оборудование для этого выросло или изменилось, но стоящая за этим идея и страсть остались неизменными и значат для меня очень много.

Orkus: mind.in.a.box — еще довольно молодой музыкальный проект. Как вам понравились первые два года в музыкальном бизнесе?
Stefan Poiss: Было несколько, хм, турбулентно. Ты совершенно верно только что сказал: это, к сожалению, бизнес-индустрия, и это касается точно в той же мере и "независимого" сектора. В этом плане я рад, что не завишу от этого, так как у Маркуса и у меня есть и "обычная" работа. Это делает нас, так сказать, независимыми и неподкупными. Мне вспоминается вечеринка по случаю релиза, организованная Popkomm. Там тусовались, с моей точки зрения, несколько странные люди, с которыми у меня было мало общего. Думаю, очень многие там изображают из себя нечто, чем на самом деле вовсе не являются. Я чувствовал себя в некотором роде так, как если бы оказался на другой планете, и я не был уверен, что я вообще забыл в этом месте. Я считаю, что для меня главное музыка, а не шоу вокруг нее, и под шоу я имею в виду не выступления вживую. Зато крайне позитивно было потом наше великолепное начало в музыкальном мире и та открытость, с которой мы были приняты и на которую мы даже не рассчитывали. Если смотреть в целом, то мы чувствуем себя сейчас музыкальной шварц-сцене вполне комфортно.

Orkus: Как раз в тот год, когда первый журнал Orkus появился в газетных киосках, то есть в 1996 году, компьютер "Deep Blue" впервые выиграл партию у гроссмейстера Гарри Каспарова. В свое время это было настоящей сенсацией. Пугает ли вас мысль об интеллектуальных машинах, способных превзойти человека?
Stefan Poiss: Такие дуэли, конечно, очень впечатляют, но, в конечном счете, я испытываю намного большее уважение к человеку, показывающему такие высшие достижения, чем к компьютеру. Вообще говоря, я не верю в то, что машины когда-нибудь смогут заменить нас. Чем более многофункциональными становятся машины, тем больше у них возникает проблем.
Markus Hadwiger: Мы как люди функционируем настолько совершенно, что машинам очень сложно тут с нами действительно сравниться. Например, шахматные компьютеры всего лишь перебирают множество вариантов и строятся на последовательностях ходов,
записанных в их базу данных. Они считают крайне быстро, но "интеллект", который им имплантируется, крайне примитивен и так или иначе взят у человека.
Stefan Poiss:
Компьютер не делает ничего такого, что ему не сказали бы. Компьютеры на настоящий момент пока отстают от нас просто на световые годы. Нет, чрезмерного машинного интеллекта я не боюсь. Скорее мой страх — это страх перед ошибками людей.

Orkus: Оба ваших альбома относятся главным образом к шварц-сцене. Вы ощущаете какую-то сопричастность или связь с ней?
Markus Hadwiger: Да, в большой степени. Я бы, пожалуй, сказал, что наши тексты по большей части насыщенно-мрачные. Смерть — тоже своего рода последняя инстанция. Такие мрачные сценарии часто встречаются в наших текстах. Но в нашей сюжетной линии mind.in.a.box наряду со смертью имеются и дополнительные уровни. Мир "Dreamweb", несомненно, важнейший из них. Может быть, мы сделаем своего рода научную фантастику шварц-сцены?

Orkus: Во время выхода в свет вашего дебютного альбома часто использовалось понятие "техно-поп", которое было введено в обиход, прежде всего Kraftwerk. Kraftwerk в виде своего произведения "Autobahn" создали поистине программную музыку, соединив на музыку автомобильную поездку по автодороге A 555 из Кельна в Бонн, самому первому немецкому автобану. Вы тоже представляете mind.in.a.box в контексте программной музыки?
Stefan Poiss: В музыкальном плане здесь, пожалуй, есть определенные параллели. Но по содержанию это все-таки нечто совсем другое. У Kraftwerk для меня на переднем плане находится больше техника, машина как таковая. У mind.in.a.box это человек с его чувствами и переживаниями. Уже несколько человек говорили мне, что они считают понятие "техно-поп" для нашей музыки не совсем подходящим. Возможно, "электро-поп" здесь все же подходит лучше, я не знаю. Мне кажется, нельзя рассматривать музыкальные виды так узко.

Orkus: Чего вы хотели бы добиться к 10-летнему юбилею mind.in.a.box?
Stefan Poiss: Я надеюсь, что и через десять лет еще много людей будет слушать нашу музыку. И я надеюсь, что мы оба до тех пор будем "свободными умами". Мне было бы интересно знать, что произошло бы с mind.in.a.box, если бы мы сами перестали быть "minds in a box"? Но кто знает, может быть, до этого и вовсе не дойдет.
Markus Hadwiger: Мы просто хотим реализовать свои представления и постоянно развиваться дальше. Кроме того, конечно, должны появиться компьютерная игра, роман и фильм по мотивам mind.in.a.box! Ну, а если серьезно, то, прежде всего, мы хотим поведать свои истории и выразить их, в первую очередь, с помощью музыки.

© Stefan Brunner, Orkus 10 Jahre, 2006
© перевод: Natalia Nortje, mindinabox.ru 2009