MIND.IN.A.BOX

about
about
news
discography
lyrics
reviews
interviews
things
tourdates
photo
video
video
links
links

 

twitter rss
facebook myspace

Crossroads

С замиранием сердца ждал я августа 2007 года, ждал и надеялся, затаив в глубинах сердца смутное беспокойство, опасения за будущее этого нетривиального проекта, на счету которого запавшие в душу электронно-мистические шедевры Lost Alone и Dreamweb.

Увы, страшная правда открылась сразу после чувства неясного сомнения уже к третьему прослушанному треку. Конечно, плохо — это не то слово, если дело касается творчества по-настоящему талантливого и профессионального музыканта, которым является Штефан Пойсс (Stefan Poiss). Но чувство, словно он отключил при сочинении и записи этого альбома все свои иррациональные блоки головного мозга и писал музыку исключительно исходя из посылок разума, меня не оставляло. Да, талант не пропьёшь, но из музыки Mind.in.a.box ушла органичность, уступив место доступности, танцевальности, "продуктности".

Качественно, хитово, сбалансированно... одним словом, послушал, оценил и отправил диск на полку. Такова оборотная сторона ярких и запоминающихся мелодий — они приедаются, и ты, как наркозависимый, ждешь следующей дозы хитов, уже не обращая внимания на то, что это уже вовсе не то, что тебя привело к этой музыке когда-то тогда...

Понятно, что в мире, где существует martial industrial, электроакустический авангард и апокалиптический неофолк, скромному симбиозу синтпопа и прогрессив транса никогда не покорить Олимпа высокоинтеллектуальной и концептуальной музыки. Однако было у Mind.in.a.box нечто незаменимое, неповторимое — атмосфера загадочности, существования на пороге какого-то открытия, которое вот-вот перевернет привычный мир кверху дном - словно в анимационном сериале Serial Experiments Lein, или туманным утром перед долгой дорогой к морю. Старое детское воспоминание эмоций надежды и радости открытия новых просторов... и вот оно растворилось, поистерлась в ночных клубах и похожих на лабиринты библиотечных каталогов головах меломанов.

Быть может, беспристрастной оценке мешает оглядка на прошлое группы, на свои ожидания и чаяния. Ведь с позиции технической "Crossroads" — безупречный альбом, демонстрирующий новую ступень в творческом росте Штефана Пойсса, удачные аранжировки, подчеркивающие естественные и яркие мелодии, драйв композиций. Небольшие звуковые маячки в виде игры с частотами в кульминационных местах, спадов напора композиции для наката очередной звуковой волны, необычных синтезаторных соло 80-х или оркестровочных фрагментов прокладывают дорогу к памяти слушателя... Но если оглянуться чуть-чуть назад, понимаешь, что все это уже было. Разнообразные, искаженные до неузнаваемости вокалы, прог-трансовые квадраты, вставки из ломанных ритмов — все ходы на Crossroads использованы прежде, использованы более экономично, удачно, и, еще раз, органично — настолько, что необходимости в эклектичных аранжировках или ярких вокальных мелодиях уже отпадала. Даже история, скрупулезно описанная в буклете и отраженная в лирике, смотрится тривиально, несмотря на свою интригу. Хорошая концепция, превратившаяся в индустриальный мьюзикл — обидный итог реализации замечательной идеи авторов.

Я не знаю, деньги ли это, или, может быть, мировоззрение авторов изменилось, или это попытка сделать что-то концептуально и по духу новое, или Штефан просто поисписался, но альбом перестал быть цельным произведением, распавшись на удачные и немного менее удачные треки, из которых иногда вычленяешь понравившиеся фрагменты, которые, как ни крути, не складываются в цельную картину. Все уже разжевано, и всё свободное место для домысла, для полета фантазии, экономно забито вокодерами, припевами, лирическими пояснениями... и в итоге слушателю тут делать нечего, нет работы для тех участков головного мозга, что отвечают за творческое мышление — всё, что остается - это выместить энергию на танцполе...

© kveldsulf, goths.ru 2007

......
На днях приобрел российскую лицензию этого альбома, и хочу пояснить свой шаг.

На www.goths.ru опубликована моя рецензия на этот диск, в которой я отнюдь не пел ему дефирамбов. Рецензия довольно субъективная — таково моё отношение к рецензиям вообще. Честная музыкальная рецензия не может быть объективной. Задача рецензента изложить свои впечатления от альбома, опираясь на его познания в музыке в целом и описать те идеи, которые авторы музыкального релиза пытались воплотить, учитывая возможные предпочтения различных музыкальных аудиторий. Но впечатления от музыки - в первую очередь. И вот это — вещь вообще сугубо субъективная, а то, насколько написанное в итоге будет соответствовать гипотетической абсолютной истине - вопрос вкуса автора обзора.

Почему я просто не мог похвалить этот альбом? Начну издалека.

Лев Левин, автор рецензий на сайте www.industrial.onego.ru, со свойственной ему иронией отмечал, что творчество многих музыкантов проходит через несколько этапов. Сперва полные творческих идей и энергии музыканты рвуться вперед, выпускают на энтузиазме первые записи, который, возможно, в техническом плане далек от совершенства, но радует свежими и/или искренними идеями. Затем, получив поощрение в виде позитивной реакции со стороны аудитории, критики, места в каких-нибудь альтернативных чартах, наподобии DAC, и, иногда, определенного количества конвертируемых тугриков, полные решимости продолжать своё дело, однако уже вооруженные определенным опытом и долей профессионализма, выпускают последующий(ие) альбомы, в котором(ых) выводят свои фирменные фишки на новый уровень и реализуют то, что прежде хотели, но в силу недостатка мастерства не могли. Но проходит время, и они понимают, что ничего нового они написать уже не в состоянии. Обычное дело — поисписались. И вот тут начинаются судорожные рывки в поиске выходов из этого кризиса — в виде таких вариантов, как поиск новой формы, оснащение звука актуальными музыкальными фишками, "возвращение к корням" или попытки дать фанатам то, что они хотят услышать.

Mind.In.A.Box прошли все эти этапы с пугающей стремительностью. Многие поняли, чем дело пахнет, уже прослушав Dreamweb 2005 года. Но мне оба альбома — и Dreamweb, и дебютный Lost Alone попали одновременно, да и разделяет их всего один год, поэтому для меня разница была не столь очевидна. И, соответственно, сыграл роль очень неприятный фактор — фактор ожиданий. Я ждал и чего-то нового, и "фирменной" атмосферы Mind.In.A.Box — и не получил в итоге ни того, ни другого. Ничего принципиально нового на Crossroads мне услышать не удалось, но и атмосфера прежних альбомов, особенно первого, исчезла окончательно. Атмосфера — это тоже вещь сложно определяемая, субъективная, эфирная. В данном случае я могу только предположить, что меня разочаровало. Пропала интимность, интроверсивность, самопогруженность альбома — то, что не могло оставить равнодушным при прослушивании предыдущих релизов. Он перестал быть чем-то глубоко личным. С другой стороны добавилось то, отсутствие чего располагало на первом альбоме и ограниченное присутствие на втором не привлекало внимания на втором, — пафос.

Второй момент, который просто не мог меня порадовать — это эклектичность. Lost Alone строился на довольно ограниченном наборе выразительных средств. Простая, но запоминающаяся партия, повторяющаяся на протяжении всего трека, вокальные вокодеры, отделяющие тебя от личности музыканта, но позволяющие принимать заложенные в музыку идеи, отсутствие сложных соло-партий... Фактически мы имеем всё то, на чем построен гоа-транс: принцип монотонности, раскрывающий глубину того, что мы слышим по мере погружения в звуковой поток, который, как мы начинаем понимать, состоит из массы незаметно добавляющихся и развивающихся компонентов, не отвлекающих внимания на себя внимания, и не надоедающих на втором-третьем прослушивании. Принцип, напрочь отсутствующий на Crossroads с его прогрессивным, песенно-базированным звучанием, богатым довольно сложными и композиционными структурами, фортепианными соло, симфоническими фрагментами и прочим. Как бы много всего, и при этом, парадокс, скучнее.

Ох уж эти проклятые ожидания! Конечно, все сказанное выше — это вовсе не объективные свидетельства того, что Crossroads — плохой альбом. Но если я его воспринял таким, то, скорее всего, таким же его может воспринять и еще кто-то. Где здесь субъективность, а где объективность? Сложно определить. Короче, увидев родной, Депендентовский диск в Трансильвании, я не испытал никакого желания его приобретать, но недорогая российская лицензия — дело другое. Как ни крути, новый материал Mind.In.A.Box гораздо интереснее многих коллег группы по цеху, на альбоме содержатся неплохие танцевальные треки, и сама музыка подобного плана все-таки близка мне по духу, а пишут подобное очень немногие музыканты. Кроме того, купило отличное графическое оформление буклета за авторством Инго Рёмлинга в духе небезызвестной манги Blame!

В двух словах: Что сказать? Слушать новый альбом этого все еще интересного futurepop/progressive trance проекта, конечно же, можно. Но уже не то...

© kveldsulf, livejournal.com 2007